ЧТО ТАКОЕ CPA И ФОРМУЛА РАСЧЕТА

CPA (Cost Per Action) — это «цена за действие». Некоторые маркетологи толкуют это определение как Cost Per Acquisition, что означает «цена за приобретение». На самом деле этот термин значительно шире, ведь может означать и стоимость получения клиента, и затраты на привлечение лида, и цену за клик. Все зависит от контекста использования понятия.

О чем идет речь?

Что такое CPA?

Обычно под определением CPA понимают модель измерения и ценообразования в онлайн-рекламе, касающуюся любого конкретного, определенного рекламодателем действия. Это может быть продажа, переход по ссылке в объявлении или заполнение лид-формы на сайте.

Формула CPA очень проста: затраты на рекламу нужно разделить на количество полученных целевых действий.

CPA = Рекламные расходы ÷ Количество привлеченных клиентов

Например, если в результате рекламной кампании в Facebook вы получили 200 новых подписчиков, при этом инвестировав в таргетинг $100, CPA = $100 / 200 = $0,5.

Если же целью кампании были не новые читатели, а заказы из соцсети, обращаем внимание на покупки. Представим, что 50 пользователей оформили заказ в Direct. Тогда расчет будет выглядеть следующим образом: CPA = $100 / 50 = $2.

Формула расчета CPA

📌 Читайте статью: Что такое CAC: Customer Acquisition Cost

CPA часто называют «ценой за приобретение», поскольку для многих рекламодателей желаемым целевым действием, за которое они готовы платить, является покупка. Однако эти понятия не стоит отождествлять, потому что в маркетинге существует отдельный термин Customer Acquisition Cost (CAC), означающий оплату за привлечение покупателя.

Кроме CAC, Cost Per Action может предусматривать оплату за клик (CPC) или за лид (CPL). То есть в определенной ситуации CPA может означать CAC, CPC или CPL, но эти понятия не являются взаимозаменяемыми, а самым широким и наиболее общим является Cost Per Action. Модели рекламы с оплатой за различные типы действий являются отдельными формами модели CPA.

«Рекламодатели прямого отклика часто считают CPA оптимальным способом покупки интернет-рекламы, поскольку рекламодатель рассматривает только измеряемую цель CPA как важный результат своей деятельности желаемое действие, которое нужно выполнить, определяет рекламодатель». «Cost per action», Wikipedia

В любом случае цель рекламодателя, проект-менеджера или маркетолога — увеличить количество клиентов. Оптимальное действие определяется на основе воронки продаж, которая применяется в конкретном бизнесе. Например, для популярного бренда, который начал развиваться в соцсетях, важным будет показатель подписок и взаимодействия с публикациями.

Если речь идет о компании, которая только появилась на рынке и приобретает первых покупателей с помощью Google Ads, важнее будут именно покупки. Однако в случае, когда целевая страница направлена на увеличение клиентской базы и дальнейшего прогрева потенциальных заказчиков, то логично платить за бесплатные заявки, то есть лиды.

CPA может быть реализована как модель оплаты за звонок или за отправленный e-mail, за за загрузку (PPD) или прохождение опроса. Эта модель выгодна для рекламодателя и полезна для понимания эффективности различных каналов и маркетинговых инструментов.

Для чего и как определять Cost Per Action?

Рассмотрим подробнее типы действий, оплачиваемых рекламодателем. Это могут быть различные способы конвертации пользователей в лиды или в клиенты:

  • покупки;
  • заявки на консультации;
  • посещение сайта или его определенных страниц;
  • загрузка файла (например, лид-магнита);
  • просмотр видеоролика;
  • просмотр прайса или запрос расчета стоимости;
  • заказ звонка;
  • регистрация на сайте;
  • подписка на страницу в соцсети;
  • распространение, сохранение, лайк публикации или ее комментирование;
  • подписка на рассылку.

Самым распространенным применением ценообразования на основе такой модели является партнерский маркетинг, когда продавец определяет, за какие действия и сколько он готов платить. Паблишер в таком случае берет на себя значительную часть рекламных рисков. Его вознаграждение зависит от результата рекламодателя.

Отслеживать CPA можно разными способами, в зависимости от целевого действия и рекламной площадки. Сюда относится использование cookie. На устройство пользователя поступает файл, который возвращается к медиа-владельцу, как только выполняется желаемое действие.

Популярным методом является отслеживание звонков. Для каждой рекламной кампании используются уникальные телефонные номера. Владелец медиа получает свой собственный номер, и когда на него звонят, все выполненные действия засчитываются именно ему. Часто выплаты зависят от продолжительности звонка, например, если разговор длится более 90 секунд, лид считается целевым и только в таком случае оплачивается.

В некоторых отраслях, в частности в офлайн-кампаниях, используются промокоды или коды ваучеров. Использованный покупателем код сопоставляют с кодом владельца медиа и определяют эффективность рекламы.

Как улучшить CPA?

Как и в случае с большинством других KPI, единого идеального показателя CPA не существует. Его следует оценивать с учетом жизненной ценности клиента, среднего чека компании и др. Хорошую цену за приобретение можно рассматривать в виде соотношения с LTV — 3:1. Это означает, что стоимость достижения цели должна быть примерно втрое ниже пожизненной ценности клиента, то есть суммы средств, которые он принесет бизнесу за весь период сотрудничества.

Если соотношение составляет 1:1, стоимость привлечения выше, чем должна быть. Если же первая цифра выше второй, например, 4:1 или 5:1, стоит тратить больше, потому что есть вероятность того, что бизнес теряет возможности и может получать больше клиентов по низкой цене.

Чтобы получить более низкую цену за приобретение клиента, следует оптимизировать расходы на рекламу, поднять цену за клик и довести до максимума количество конверсий. Рассмотрим несколько способов улучшения СРА, которые дают отличный результат в сочетании.

Оптимизируйте тексты

Благодаря убедительным рекламным текстам, которые апеллируют к чувствам, вы сможете улучшить кликабельность объявлений. Меткие тексты, написанные маркетологом, способны повысить конверсию целевой страницы.

Сосредоточьтесь на удержании клиентов

«Согласно опросу HubSpot Blog за 2021 год, 57% маркетологов утверждают, что улучшение удержания клиентов является эффективной стратегией для снижения затрат на оплату за клик». «Cost Per Acquisition (CPA): A Beginner’s Guide», — Clifford Chi, HubSpot

Используйте CRM

Желательно использовать систему для определения приоритетности лидов и ведения их по воронке продаж. Благодаря мониторингу поведения пользователей на разных этапах взаимодействия с брендом вы сможете удерживать существующих клиентов и уменьшать расходы на привлечение новых.

Проводите маркетинговые исследования

Аналитика позволяет снижать расходы на контекстную рекламу и другие каналы. Также исследования помогают понять потребности и поведение вашей целевой аудитории, сделать рекламу и информационный контент более релевантными.

Выводы

Чем ниже показатель CPA по отношению к LTV, тем выше будет прибыль компании. CPA является детализированной метрикой, ее следует отслеживать вместе с такими показателями как рентабельность инвестиций в маркетинг, LTV, коэффициент конверсии сайта и др. Это позволяет получить точную картину всех маркетинговых усилий в соотношении с доходом, который они приносят.

Частые вопросы

Как рассчитать CPA?

Цена за действие (CPA) рассчитывается путем деления затрат на количество выполненных действий.

Как рассчитать текущую цену за клик?

Чтобы рассчитать текущую цену за клик, нужно сумму, потраченную на рекламную кампанию, разделить на количество кликов, то есть переходов по ссылке в объявлениях.

Что такое целевая формула CPA?

Целевая формула CPA — это алгоритм расчета стоимости целевого действия, например, цены приобретения клиента.

Как рассчитать CPA в маркетинге?

Чтобы рассчитать CPA, следует определить целевое действие, цену которого необходимо рассчитать, и узнать, сколько таких действий было выполнено, и сколько средств в это было вложено маркетологом или владельцем бизнеса. После этого потраченные средства нужно разделить на количество целевых действий.

Что такое показатель CPA?

Показатель CPA — это метрика, которая демонстрирует цену получения целевого действия, например, заявки на консультацию, заказ услуги или покупки товара.